Отношения с государством могут быть сложными, неприятными, нежными, отстранённо-уважительными и какими угодно другими. Как бы то ни было, чтобы социальный контракт состоялся, потребуются кое-какие официальные процедуры. В случае репетиторов оформиться в качестве самозанятого — один из самых удобных и наименее затратных вариантов. По состоянию на май 2020 года в РФ было зарегистрировано уже 650 000 самозанятых. Объясняем, как работает самозанятость, зачем она может вам понадобиться и как стать самозанятым, ничего не сломав.
1. Я репетитор. Стоит ли мне оформляться как самозанятому?
Ответ «да», если
— вы хотите легализовать свою преподавательскую деятельность и не думать о возможных приветах из налоговой;
— ваш доход от репетиторской деятельности не превышает 2,4 млн рублей в год;
— у вас в вашем репетиторском качестве нет наёмных работников;
— вы не госслужащий.
2. Зачем мне это нужно?
Причин несколько.
1) Вы сможете оказывать свои услуги кому угодно на абсолютно законных основаниях. То есть, если у вас попросят заключить официальный договор или выдать чек, вы сможете это сделать.
2) Если вы не трудоустроены официально, статус самозанятого будет вам на руку при оформлении официальных документов. Например при оформлении визы, кредита или ипотеки: куда лучше быть самозанятым, чем (официально) безработным.
3) Вы сможете официально сотрудничать с юрлицами и ИП. Ваша самозанятость им на руку: они не будут налоговыми агентами, т.к. самозанятые освобождены от уплаты НДФЛ.
4) Самозанятость предполагает минимальный из ныне существующих налогов — 4% на доходы, получаемые от физлиц, и 6% — с юрлиц и ИП.
До конца 2020 года вы также можете получить от государства льготу в размере 1 мрот на НДП, что позволит в течение некоторого времени снизить его с 4% до 3%.
3. А если я при этом официально трудоустроен?
Вы можете быть официально трудоустроены и при этом иметь статус самозанятого — закон это предусматривает. Речь о том, чтобы легализовать именно ту работу, которую вы выполняете вне основного трудового договора. Исключение — госслужащие. Для них самозанятость не предусмотрена.
4. А почему мне просто не оформить ИП?
Преимуществ самозанятости по сравнению с ИП несколько:
1. Простота и скорость оформления.
Если верить нашим преподавателям, регистрация самозанятости заняла у них в среднем пятнадцать минут (максимальный показатель — час).
2. Отсутствие фиксированных взносов. Если вы не зарабатываете в качестве самозанятого, вы ничего не платите (в 2020 году ИП платят взносы в ПФ РФ и ФФОМС более 40 000 в год).
3. Вам не нужно сдавать никакие налоговые отчёты и декларации.
4. А также ставить онлайн-кассу для расчётов с физлицами.
Минусы тоже есть:
— поскольку самозанятые не платят пенсионных отчислений, последствия очевидны — если вы не трудоустроены официально, рассчитывать на пенсию не стоит (вдруг вы на неё рассчитывали);
— ваш доход не может превышать 2,4 млн рублей в год.
5. А если я уже ИП?
Вы можете перейти в статус самозанятого (опять-таки, если у вас нет наёмных рабочих и если ваш доход не превышает 2,4 млн рублей в год). Это несложно. 1) Нужно скачать приложение “Мой налог” и подать через него заявление на присвоение статуса самозанятого.
2) После регистрации в течение месяца подать в ФНС заявление о снятии с учёта в качестве плательщика по текущему режиму налогообложения. После этого вам не нужно будет применять кассу, сдавать декларации и платить страховые взносы.
6. А если я иностранец?
— поскольку самозанятые не платят пенсионных отчислений, последствия очевидны — если вы не трудоустроены официально, рассчитывать на пенсию не стоит (вдруг вы на неё рассчитывали); Вы можете стать самозанятым, если вы гражданин Беларуси, Армении, Казахстана или Киргизии. Чтобы оформить самозанятость, нужно встать на учёт в налоговую службу, получить ИНН и запросить доступ к кабинету налогоплательщика — а дальше просто следовать инструкции. Регистрация оформляется онлайн.