Эта статья написана репетитором

В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.

У онлайн-обучения есть свои особенности, отличающие его от офлайна. Как правило, занятие длится больше академического часа, а эффективность его напрямую зависит не только от возможностей преподавателя, но и от используемых технических средств, проблем связи, от того, насколько родители смогли обустроить рабочее место ребёнка и т.д. Поэтому и проблема удержания внимания ученика гораздо более ощутима, чем при занятиях офлайн. 

Существует несколько способов, которые могут помочь. 

Внешний вид и манера поведения преподавателя

Выбирайте одежду приятных, пастельных тонов с небольшими яркими деталями (брошь, шарфик, значок, часы, бусы, серьги). За спиной преподавателя нужен однотонный неяркий фон. Удержать внимание помогают жесты — движущаяся рука, открытые ладони. Можно использовать блестящие ручки, необычные карандаши в течение 5-7 минут. 

Особое внимание следует обратить на голос. Речь должна быть не монотонной, а эмоциональной: то тише, то громче. Иногда можно перейти на шёпот. Нужно постоянно менять темп речи, говорить лаконично. Выдерживайте паузы, прерывайте речь. Можно прервать фразу на словах, достаточно очевидных, чтобы ученик мог продолжить. Используйте неожиданные реплики: « А теперь посмотрели на ... потолок, в окно...», «А теперь ... улыбнулись», « А теперь ... почесали затылок». На протяжении всего занятия нужно быть воплощением уравновешенности и невозмутимости.

2. Позитивный настрой

Здесь в дело идут самые разные способы его выразить —  улыбка преподавателя, интересное приветствие, необычное обращение к ученику, стикеры с яркими положительными эмоциями, неожиданные световые и аудиоэффекты, которые можно использовать на любом этапе занятия.

3. Правильная организация занятия

  • Формулируйте тему в виде вопроса — или используйте необычные формулировки с использованием слов «загадка», «тайна», «секрет», «клад», «путешествие», «странствие», «разгадка», «дилемма». Эту лексику можно использовать и на протяжении урока.
  • Нужно ознакомить ученика с планом занятия, с тем, какую ценность несет этот материал.
  • Важно не только умело выстроить алгоритм урока, но и периодически от него отступать. 
  • Проводите физкультминутки и зарядки для глаз. 
  • Важно менять вид деятельности раз в десять минут, а у младших школьников — раз в 5-7 минут. 
  • Используйте обратную связь (стикеры, подведение промежуточных итогов, похвала, итог в конце занятия: что удалось и над чем предстоит работать).
  • Ограничивайте время на выполнение заданий. 

4. Делайте занятия интересными

Используйте проблемные вопросы, проблемные ситуации, проблемные задачи. А также  задачи, которые требуют непростого решения, игры, презентации, видеоролики, буктрейлеры, черный ящик, сторителинг, схемы и иллюстрации, на которых недостаёт каких-либо деталей и т.д.

5. Разработайте правила интернет-общения как для ученика, так и для родителей

Ваша работа над поставленными целями зависит не только от ребёнка, но и от того, как его родители будут участвовать в процессе. Установленные вами правила должны поддерживаться и ими также, в противном случае выстроенная вами не устоит под напором постоянных вторжений — и это непременно скажется на качестве внимания во время занятия. Ваше пространство (пусть даже виртуальное пространство онлайн-класса) — ваши правила.

Автор текста: Наталия Николаевна / Профиль в Учительской

Опубликовано: 20.05.2021

Была ли статья полезной?

Да (19)Нет (1)