Эта статья написана репетитором

В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.

Как и в любой другой работе, при занятиях онлайн могут возникнуть проблемы. Притом внезапно. К счастью, некоторые из них системные, так что к ним можно подготовиться. Предупрежден — значит вооружен!

1. Отключение интернета/электричества

К счастью, случается это нечасто. Если вдруг дома выключают свет, вам помогут:

  • знания о том, как раздать интернет с вашего смартфона на ноутбук,
  • наличие на мобильном устройстве тех же программ, как на компьютере (Skype, Zoom и т.д.),
  • наличие ЗАРЯЖЕННОЙ переносной зарядки (и лучше не одной), 
  • свечи. Да, однажды мне пришлось зажечь их, чтобы ученик видел в темноте мое лицо :).

2. Проблемы с видеосвязью

Тут сразу важно понять, у кого проблема. Чтобы это проверить, я переключаюсь на мобильный интернет. Если проблема была у меня, она исчезнет.

Но часто бывает, что проблема именно со стороны ученика. Тут можно сделать следующее:

  • писать рекомендации по устранению ученику в чате,
  • предложить отключить видео,
  • позвонить родителям и попросить их помочь, если ученик ещё ребенок,
  • переключиться на другое приложение с возможностью видеозвонка (Skype, Zoom, WhatsApp, Viber и т.д.). Иногда одно из них работает лучше, чем другие. Тут важно, чтобы подобная возможность была и у ученика.

Для себя я приняла правило: не смогли решить эту проблему в течение 15 минут — переносим урок. 

3. Нет эмоционального контакта с учеником

Если это ваш первый урок, то, скорее всего, вы его просто не зацепили. Это не повод для расстройства! Как говорил один мой друг, «вы не 5000 рублей, чтобы нравиться всем» :). Тут уже ничего не поделаешь.

Но бывает и так: всё было хорошо, но однажды вы замечаете, что ученик слушает вполуха, долго думает над ответами на самые простые вопросы, зависает… У этого может быть много причин. Самое простое — спросить, в чем дело, готов ли ученик продолжать урок. 

Если серьезной проблемы нет и это просто трудный день, я предлагаю посмотреть НЕСЛОЖНОЕ видео или перевести известную и ПРОСТУЮ песню. Если же реально что-то случилось, я предлагаю перенести урок на другой день. Всякое бывает в жизни, мы все люди. Заниматься через силу — не вариант.

4. Во время урока приехала доставка

Вы планируете, чётко рассчитываете время, но курьер звонит вам в дверь прямо в момент урока, на пару часов раньше запланированного. Да, бывает и такое. Как быть? 

Если сперва был звонок и есть возможность перенести, я переношу. 

А если такой возможности нет, я честно говорю ученику, что случился форс-мажор и поэтому план нашего урока немного изменится. И дальше даю прослушать аудио/посмотреть видео, пока я открываю курьеру дверь. 

Я преподаю английский язык и использую в качестве волшебной палочки видео Джастина — американца, который живет и работает в России. Вот тут, например, он очень интересно рассказывает про вышедшие из употребления английские слова. Видео на русском, так что подойдет для любого уровня. После просмотра можно обсудить с учеником, какая информация была для него новой.

5. Ученика что-то постоянно отвлекает

Мое самое «любимое» — когда в одной комнате с моим учеником есть его маленький брат/сестра. Родители оставили его, чтобы он во время урока присматривал за ребенком. Серьёзно?! 

Тут нужно общаться с его родителями и объяснять, почему так не пойдёт. Если родители не понимают вашего возмущения — прощаемся. Толку от таких уроков будет мало, а сил, чтобы привлечь внимание, понадобится масса.

Если же отвлекают сообщения или звонки на мобильный, имеет смысл сделать ребёнку мягкое замечание. Если не поможет — попросить родителей в следующий раз забирать телефон на время занятия.

Если ученик взрослый, то можно просто поинтересоваться, по работе ли это. У меня есть взрослая ученица, которая может заниматься только в рабочее время. Это её выбор, она не может не ответить на звонок. Но она знает, что крадёт у себя время урока. Нас обеих это устраивает. Но если вы понимаете, что это не ваша история — скажите об этом прямо.

Автор текста: Светлана Петровна /  Профиль в Учительской

Опубликовано: 17.05.2021

Была ли статья полезной?

Да (44)Нет (5)