Эта статья написана репетитором

В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.

Онлайн-преподавание отличается спецификой общения. Если очные уроки больше ориентируются на взаимодействие и чувственно-эмоциональную отдачу, онлайн ориентируется на ясность мысли, потребление и понимание любой информации.

Плюсы и минусы онлайна

Плюсы дистанционного образования вполне очевидны. 

  • Удалённая работа — сиди где хочешь и где комфортно. 
  • Возможность демонстрировать экран, онлайн-доски, а также отправить любой файл/задание и совместно его проработать).
  • Возможность мультипликации: можно один раз записать онлайн-курс, а пользоваться им будут многие. 

Минусы тоже есть. 

  • Снижен порог взаимодействия с учеником, удержания его внимания (в живом общении это гораздо проще).
  • В онлайне ориентация на объяснение и запоминание, а не на эмоции и чувства. 
  • Педагог должен очень хорошо владеть не только предметом, но и разнообразием речи, чтобы иметь возможность объяснить словами всё возможное и невозможное. 
  • Периодически появляется усталость от экрана с обеих сторон — и учителя, и ученика.
  • Отвлекающие факторы не всегда позволяют проконтролировать усвоение материала.

Как нивелировать эти минусы?

  • Развивать речь. 
  • Посмотреть на своё преподавание глазами учащегося: оценить его недостатки, заполнить любые намеки на пробелы информации, чтобы уметь отвечать развитой речью на сотни вопросов. 
  • Не работать слишком много. 
  • Уметь переключаться и переключать ученика (например, каким-то внезапным вопросом не по теме). 
  • Делать своё дело ещё более увлечённо, чем при очном уроке.

Методика

Ниже немного методических рекомендаций для онлайн-преподавания. 

1. Первый онлайн-урок — это всегда волнение и ответственность. Но не нужно его воспринимать как что-то принципиально новое — это такой же урок, как, например, первый очный, когда репетитор решается начать свою индивидуальную деятельность. Старайтесь вести его естественно, просто, без фоновых мыслей «это — не очный» или «как это объяснить на словах?» 

2. Вы — профессионал своего дела, если выходите на дистанционный формат преподавания. Примите это, и получайте удовольствие (и деньги) за свой профессионализм.

3. Основное правило любого педагога: если ученик хочет, он поймёт в любом случае, а если не хочет, тут ни слова, ни присутствие не спасут ситуацию. Ученики бывают разными, и дело вовсе не в ваших педагогических талантах.

4. Для молодого поколения онлайн более естественен и привычен, в этом есть некоторый шарм для любителей поиграть в условный «Майнкрафт» на планшете. И когда ученик видит вас на экране любого девайса, вы для него порой становитесь даже бóльшим авторитетом, чем в живом общении.

5. Старайтесь меньше задумываться о ракурсе камеры. У меня есть много знакомых более старшего возраста, которые не решились преподавать из-за искажений внешности. Это помешает в первую очередь вам.

6. Если вы педагог школьных дисциплин, старайтесь использовать больше интерактива, общего взаимодействия — используйте онлайн-доски, демонстрацию экрана. Порой можно проявить чудеса педагоги и делать что-то живое одновременно в формате онлайн. Что именно? Решать вам. Самое важное — постоянное взаимодействие.

Автор текста: Алексей /  Профиль в Учительской

Опубликовано: 07.06.2021

Была ли статья полезной?

Да (4)Нет (2)