Онлайн-преподавание отличается спецификой общения. Если очные уроки больше ориентируются на взаимодействие и чувственно-эмоциональную отдачу, онлайн ориентируется на ясность мысли, потребление и понимание любой информации.
Плюсы и минусы онлайна
Плюсы дистанционного образования вполне очевидны.
- Удалённая работа — сиди где хочешь и где комфортно.
- Возможность демонстрировать экран, онлайн-доски, а также отправить любой файл/задание и совместно его проработать).
- Возможность мультипликации: можно один раз записать онлайн-курс, а пользоваться им будут многие.
Минусы тоже есть.
- Снижен порог взаимодействия с учеником, удержания его внимания (в живом общении это гораздо проще).
- В онлайне ориентация на объяснение и запоминание, а не на эмоции и чувства.
- Педагог должен очень хорошо владеть не только предметом, но и разнообразием речи, чтобы иметь возможность объяснить словами всё возможное и невозможное.
- Периодически появляется усталость от экрана с обеих сторон — и учителя, и ученика.
- Отвлекающие факторы не всегда позволяют проконтролировать усвоение материала.
Как нивелировать эти минусы?
- Развивать речь.
- Посмотреть на своё преподавание глазами учащегося: оценить его недостатки, заполнить любые намеки на пробелы информации, чтобы уметь отвечать развитой речью на сотни вопросов.
- Не работать слишком много.
- Уметь переключаться и переключать ученика (например, каким-то внезапным вопросом не по теме).
- Делать своё дело ещё более увлечённо, чем при очном уроке.
Методика
Ниже немного методических рекомендаций для онлайн-преподавания.
1. Первый онлайн-урок — это всегда волнение и ответственность. Но не нужно его воспринимать как что-то принципиально новое — это такой же урок, как, например, первый очный, когда репетитор решается начать свою индивидуальную деятельность. Старайтесь вести его естественно, просто, без фоновых мыслей «это — не очный» или «как это объяснить на словах?»
2. Вы — профессионал своего дела, если выходите на дистанционный формат преподавания. Примите это, и получайте удовольствие (и деньги) за свой профессионализм.
3. Основное правило любого педагога: если ученик хочет, он поймёт в любом случае, а если не хочет, тут ни слова, ни присутствие не спасут ситуацию. Ученики бывают разными, и дело вовсе не в ваших педагогических талантах.
4. Для молодого поколения онлайн более естественен и привычен, в этом есть некоторый шарм для любителей поиграть в условный «Майнкрафт» на планшете. И когда ученик видит вас на экране любого девайса, вы для него порой становитесь даже бóльшим авторитетом, чем в живом общении.
5. Старайтесь меньше задумываться о ракурсе камеры. У меня есть много знакомых более старшего возраста, которые не решились преподавать из-за искажений внешности. Это помешает в первую очередь вам.
6. Если вы педагог школьных дисциплин, старайтесь использовать больше интерактива, общего взаимодействия — используйте онлайн-доски, демонстрацию экрана. Порой можно проявить чудеса педагоги и делать что-то живое одновременно в формате онлайн. Что именно? Решать вам. Самое важное — постоянное взаимодействие.
Автор текста: Алексей / Профиль в Учительской