Когда мы проводим индивидуальные занятия очно, то чаще всего садимся рядом с учеником и смотрим, что он пишет в своей тетрадке. Перед нами может быть учебник, задачник и прочие материалы.
В онлайн-режиме каждый сидит у себя дома, в комфортной для него обстановке. Репетитор и ученик могут видеть друг друга по видео. В режиме онлайн-занятий у вас с учеником вместо тетрадки – онлайн-доска, а учебники – электронные.
Техническое обеспечение
Онлайн-доску желательно выбирать с возможностью набора формул с клавиатуры; самые распространенные с этой точки зрения — sBoard, Bitpaper, Idroo. Каждая доска имеет возможность разлиновки холста «в клеточку». Редактор математических формул, на мой взгляд, удобнее всего на доске sBoard.
Графический планшет – вещь практически обязательная при постоянной репетиторской нагрузке. Планшет отлично помогает при написании текста от руки, создании чертежей и рисунков. Если почерк у репетитора хороший, то можно писать и формулы от руки, но есть ситуации, когда ученику легче воспринимать информацию в печатном виде — тогда текст и формулы набираются с клавиатуры.
В качестве источника заданий и необходимых картинок служат электронные учебники и задачники. Удобные ресурсы для скачивания учебников, а также справочников по ОГЭ и ЕГЭ — may.alleng.org и 11klasov.com. Программы типа «Ножницы» для вырезания картинок – наше всё ☺
Преимущества онлайн-доски
Математика
Построение в системе координат. Есть удобные шаблоны-картинки системы координат в интернете. Шаблон вставляется на доску, и поверх картинки выполняется построение. К задачам по геометрии легко сделать чертежи с помощью геометрических фигур, сплошных и пунктирных линий. Например, если в геометрическом теле нужно показать несколько сечений, их можно сделать разноцветными, что значительно упростит восприятие.
Физика
При решении задач, например, из разделов «Динамика» или «Магнитные явления» исходный рисунок из задачника копируется, и ученик показывает силы, действующие на тело, или силовые линии поля прямо на рисунке. В нашем распоряжении разноцветные стрелки, прямые и кривые линии разной толщины. Ученик или вы всегда можете передвинуть или перевернуть нарисованную стрелку.
Химия
В редакторах формул есть нижние/верхние индексы и стрелки, поэтому рекомендую набирать химические реакции как формулы. Структурные формулы органических веществ, по личному опыту, удобнее рисовать от руки. Ссылки на видео с химическими опытами можно вставить прямо на доску.
Рисунки из электронных источников можно увеличивать для комфортного восприятия учеником. Всё набранное как текст или формула, написанное и нарисованное от руки можно дублировать, переносить, редактировать, так что если вы решаете на одном уроке несколько однотипных задач, то можете пользоваться «наработками» с предыдущих заданий. И ещё один плюс: конспект занятия можно выгрузить в pdf-формат (такая функция точно есть в sBoard и Idroo) и при необходимости распечатать.
Сложности онлайн-досок
Поначалу привыкнуть писать на онлайн-доске сложно. К тому же, если у вас есть планшет, то не всегда он есть у ученика. Мышкой писать не очень удобно. На этот случай на доске sBoard существует режим планшета: ученик заходит на доску с компьютера и со смартфона одновременно; при этом смартфон используется как графический планшет.
Домашнее задание
Домашнее задание выкладывается на доску и там же проверяется. Задачи можно написать самому или выложить скриншоты из задачника. Ученик выполняет задания либо прямо на доске, либо записывает решение задач на листочке, и выкладывает на доску в виде фотографии. И никаких домашних заданий в мессенджерах!
Автор текста: Вероника Аркадьевна / Профиль в Учительской