В июне прошлого года мне поступила заявка, в которой помощь требовалась мальчикам-близнецам из Санкт-Петербурга. Они учились в третьем классе, им была необходима помощь по школьной программе и развитие навыков «в рост». Особенность заключалась в том, что они находились не вместе за одним ПК, а в разных частях города, но на связь выходили синхронно.
Разный уровень — одни проблемы
Первая проблема, с которой я столкнулся (и, уверен, сталкиваются все преподаватели, ведущие группы), — разный уровень обучаемых. У одного из учащихся были проблемы в произношение шипящих звуков как в русском , так и на английском, что доставляло дополнительные проблем — урок длится всего 60 минут и мы должны были работать так, чтобы повышать уровень каждого ученика, а не сосредотачиваться на «отстающем».
Изначально материал был разный: для ученика А подошли фонетические тренажёры и самые простые диалоги и упражнения по обратному переводу, для ученика Б — тексты более высокого уровня, работа с лексикой и первые пробы по развитию речи.
Расписание — наше всё
С координацией расписания в моём случае было просто: мама учеников курировала их выход в сеть, иногда урок смещался на час из-за спортивной секции, но пропусков не было ни разу. Я всегда беру за правило писать ученикам за день до занятия, чтобы уточнить, будет ли занятие, и если необходимо, перенести его, поэтому с формированием расписания и днём занятий проблем не было и нет.
Учебные материалы
Мы применяли и применяем широкий перечень учебной литературы: это и пособия по чтению и переводу, и основной школьный учебник, чтобы им было проще в классе (их учитель очень часто «прыгает» с темы на тему). Я даю индивидуальные задания — например, прошу нарисовать любимого сказочного персонажа, рассказать про любимый мультфильм и про любимого персонажа, о том, как дома отмечаются праздники, что для них готовят, прошу составить меню своей мечты.
Основное условие — чтобы тексты были индивидуальны и никто ни у кого не списывал. Но с этим проблем нет, так как дети очень заинтересованы и хотят как можно больше проявить себя.
Интернет как объединяющая единица
Ученики были мотивированы на обучение онлайн. До пандемии они занимались с преподавателем полгода и вынуждены были искать нового, т.к. предыдущий учитель не смогла заниматься дистанционно. А стоит отметить, что преподаватель им подходил, но она не смогла подстроиться под новые условия рынка. Это ещё один пример необходимости гибкого перехода на новые технологии и возможности перестраиваться.
Если что-то пошло не так
По договорённости с мамой учеников я записываю каждый урок. Это очень помогает, если у одного из учеников плохая связь: это позволит ему просмотреть те моменты, которые были ему недоступны из-за плохой связи.
На самых первых занятиях нужно обязательно включать камеру и микрофон. Но если у учеников плохая связь и камера влияет на звук, то, безусловно, отдаём предпочтение последнему.
Подводя итог, можно выделить два основных момента: первый — ваша оргтехника и интернет должны быть способны «вытянуть» такое общение, второй — ученики должны быть синхронно у своих ПК, материалы должны быть готовы заранее. И само собой, следует проверить доступ в сеть: если у кого-то из них проблемы, то нужно сообщить об этом заранее (это вызывает особую суматоху при таких занятиях с детьми). В остальном это такие же онлайн-занятия, как и занятия с одним человеком.
Автор текста: Денис Сергеевич / Профиль в Учительской