Эта статья написана репетитором

В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.

Первая встреча — это очень важный момент, который задаст тон всему вашему общению (ну или поставит жирный крест на возможности такового). Как известно, первое впечатление второй раз не создать. Так что это именно тот случай, когда нужно заранее подготовиться к любому развитию ситуации.

В этой статье я расскажу вам о своем опыте, накопленном годами успешного сотрудничества с сайтом. Следуя этой схеме, вы гарантированно снизите до минимума шанс попасть в ловушку и получить негативный отзыв. 

Я преподаю иностранный язык, однако в своей статье постаралась собрать те советы и рекомендации, которые будут полезны любому репетитору.

Телефонные переговоры

Первым делом нужно грамотно созвониться с клиентом. Это подводная часть айсберга, но именно она отвечает за устойчивость ваших дальнейших отношений. Я всегда действую по чётко отработанной схеме. 

Оперативный звонок
Звоню при первой возможности, как можно скорее после получения смс с контактами клиента. Возможно, вы не знаете, но ученик также получает в это время ваши контакты и начинает ждать звонка. Разумеется, ждать никто не любит, долгое ожидание нервирует. Поэтому звоним быстро.

Выясняем, удобно ли говорить
Я представляюсь «Доброе утро/день/вечер! Меня зовут…, ваши контакты мне отправил сайт Репетит.ру. Вам сейчас удобно будет со мной поговорить?». Первую часть фразы я стараюсь сказать как можно быстрее: если клиенту неудобно говорить, он быстро поймёт, кто я, и запланирует новый звонок.

И тут есть две возможности — позвонить самой или попросить клиента перезвонить. Я всегда сама предлагаю второй вариант — в этом случае вам не придётся дозваниваться еще раз, чтобы услышать, что сейчас тоже неудобно. А ещё таким образом вы отметаете клиентов, который подали заявки сразу на несколько сайтов. Возможно, они уже даже нашли кого-то, но не знают, как вам об этом сказать.Если же клиент просит меня перезвонить, я прошу назвать конкретное время или конкретный промежуток, через который он будет ждать звонка. Так вы показываете себя профессионалом, человеком дела. Ну и опять-таки, у вас может быть запланирован другой урок. Вы же популярный преподаватель! :))

Представление
Итак, вы созвонились. Тут всегда стоит представиться/представиться ещё раз и рассказать, почему вы — репетитор их мечты. Я обычно говорю про свой опыт преподавания, как я поддерживаю и актуализирую знания, про свои достижения и в чём моя «фишка». Тут вы можете рассказать про способность легко объяснить сложное, как-то небанально подать материал, про свои супернаработки… В общем, минутка саморекламы. 

Сверяем данные
Иногда в заявке стоит «начальный уровень», а оказывается, что ученик очень так неплохо знает материал, только практики мало. Это принципиально важно, чтобы иметь на первом уроке подходящие его уровню материалы. Здесь же вы решаете как, у кого будет проходить занятие. Тут вас тоже могут ждать сюрпризы. Иногда клиент пишет, что занятия у преподавателя или онлайн, а потом выясняется, что вас ждут на другом конце города. И только так.

Небольшой лайфхак: я выбираю из заявки тот вариант, который меня устраивает больше, и прошу клиента его подтвердить.

Выясняем запрос
Потом я всегда спрашиваю ученика/его родителей, чего именно он хочет от занятий. Конечно, у вас может быть свое мнение по этому поводу. Но если нужно «делать домашку и ни шага в сторону от учебника», а вы совсем против такого подхода, тогда это именно тот момент, когда вы можете красиво уйти. Сюда же относится и история «у нас оценка 3, но через полгода мы хотим сдавать по этому предмету ЕГЭ». Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Спорить и доказывать что-то на этом этапе совершенно бесполезно. Вы либо соглашаетесь на эти правила игры, либо нет.

Рассказ о занятии
Если все звезды сошлись, тогда дальше я рассказываю как проходит занятие. Моя мотивация тут — показать, что все будет разнообразно = интересно. Опять-таки, здесь можно обсудить материалы.

У меня есть разные учебники в электронном виде, я отправляю их ученику на почту. Обычно это всех устраивает. Однако есть фанаты каких-то специфических учебных пособий, им принципиально заниматься только по ним. И тут снова возникает вопрос: готовы ли вы к этому? Если да — прекрасно, если нет — смотри пункт о выяснении запроса.

Согласовываем дни и даты
Договариваемся о предполагаемых днях занятий и дате, времени первого урока. Как правило информация о предпочтительных днях имеется в заявке. Так что тут вы просто сообщаете о своих свободных окошках. Будьте готовы к тому, что некоторые клиенты захотят заниматься в свободном графике. Подумайте заранее, подходит ли вам такая схема. 
Иногда ученик еще не решил, сколько занятий в неделю он хочет. Будьте готовы дать чёткий ответ с логичным объяснением, почему так.

Что касается времени первого урока, 
постарайтесь сделать так, чтобы у вас до и особенно после этого урока было свободное время, чтобы уроки не шли сплошным чередом. Иногда оффлайн-ученики плохо планируют время дороги к вам, приезжают раньше или с опозданием. У онлайн-учеников резко возникают технические проблемы. Нужно быть к этому готовым, чтобы первое занятие не получилось скомканным. Это опять-таки подчеркнет уровень вашего профессионализма.

Обсуждаем цену вопроса
И тут приходит время обозначить стоимость. Тонкий момент заключается в том, что некоторые ученики хотят бесплатный первый урок. И вам заранее и, так сказать, на берегу нужно договориться об этом. Иначе будет как у меня однажды, когда на вопрос о деньгах я услышала: «Но мы сейчас смотрим всех, чтобы выбрать. Я думала, это бесплатно!».

Я как правило говорю, примерно так: «Cтоимость уроков будет …, это цена за 1 час». Мы можем задержаться минут на 5-10, чтобы доделать упражнение, стоимость от этого не изменится. Первый урок — уже полноценный (читай платный), его можно будет оплатить наличными или перевести оплату на карту.
 

Если в вашем случае условия другие, не стесняйтесь их огласить. Нет ничего хуже ситуации, когда каждая сторона уверена, что, конечно, все думают одинаково :).

Всё, вы договорились. По факту весь диалог занимает всего около 10 минут. Но это реально 50% успеха первого урока.

Что происходит дальше? 

Оставляем контакты
После этого разговора я сразу отправляю клиенту свой адрес/логин в скайпе + запланированные дату и время (чтобы не забыл). Из серии «жду вас по адресу… , дата, время».

Напоминание
Всегда ставлю себе в календаре напоминалку, чтобы накануне написать клиенту и напомнить ему о нашем уроке. Это несложно, но вы таким образом обезопасите себя от бесцельного ожидания, если у клиента изменились планы.



Подготовка материалов
Если клиент подтвердил, сейчас самое время заняться поиском и сбором всего, что может понадобиться вам во время урока.

Мой совет: всегда готовьте больше! 
Например, я, пообщавшись с учеником, примерно оцениваю его уровень знания языка и готовлю интересные задания на этот уровень, однако на всякий случай, у меня припасены и материалы на уровень чуть ниже или чуть выше. Я знаю, какие аудио или упражнения нравятся ученикам, и выбираю именно их, чтобы создать хорошее первое впечатление. Можно, конечно, ориентироваться в моменте, но если время поиска затянется, вы рискуете создать впечатление непрофессионала.

Чтобы узнать, как провести идеальное первое занятие, вы можете прочесть во второй части этой статьи — «Как провести первое занятие». 

Автор текста: Светлана Петровна / Профиль в Учительской

Опубликовано: 11.05.2021

Была ли статья полезной?

Да (77)Нет (2)