Эта статья — продолжение статьи «Как провести первый звонок с клиентом».
И вот наконец наступает день урока. Как я писала ранее, есть шанс, что ученик придет раньше, так что лучше быть готовым уже минут за 15. Быть готовым — это не только про материалы, это про полностью готовое рабочее место.
Впечатление создают детали! Рекомендую поставить телефон на беззвучный режим, положить на стол несколько листочков бумаги и ручку, поставить стакан воды для ученика.
Опоздания
Несмотря на столь тщательную подготовку, всё равно есть шанс, что ученик опоздает или не придёт вообще. Чаще всего они, конечно, звонят, чтобы предупредить. Однако бывает, что и нет. Нет смысла набирать ученика через минуту после запланированного начала урока. Дайте ему дипломатичные 7 минут. Если он успеет за это время — прекрасно, если нет — дайте ему знать, что надеетесь на то, что теперь он точно знает, за сколько ему выходить, и будет вовремя. Не стоит отчитывать его сразу, первый урок — это и так стресс.
Сменка
Заранее решите для себя проблему со сменной обувью. Казалось бы мелочь, но о ней тоже стоит подумать заранее. Тут есть всего 3 варианта.
- Ученик приносит с собой сменку (если вы предпочитаете этот вариант, заранее предупредите ученика).
- Вы даете ученику тапочки/бахилы (тогда позаботьтесь заранее купить что-то для этой цели). Есть любители ходить босиком. Убедитесь, что ваш пол чистый даже для их белых носков :).
- Вы разрешаете ходить в обуви.
Это именно тот вариант, который предпочитаю я. Возникает этакий разрыв шаблона. И я им пользуюсь, объясняя, что я привыкла к этому, пока жила в Европе, и что выучить язык — это не только про слова и грамматику, это про принятие чего-то, что не как у нас. Вот такой вот лайфхак для преподавателей иностранных языков.
Начало урока
Свой первый урок я всегда начинаю с предложения ученику рассказать о себе. Все, что он может и помнит, не думая про грамматику и порядок слов, не пытаясь связать всё в один текст. Если вы преподаете какой-то другой предмет, то также имеет смысл провести небольшое тестирование вначале. Заранее говорю, что это не на оценку, это просто, чтобы я понимала, с чем он пришел ко мне. Тут-то вам и откроется его истинный уровень знаний. Но, как мы помним, мы готовы к любому развитию событий. Ну, почти к любому...
Был у меня однажды такой момент, когда ученик в ответ на этот вопрос просто заплакал. И это было впервые за 5 лет преподавания. После этого я стала подстилать ещё больше «соломки».
Урок: процесс
А дальше уже идёт сам урок. Не рекомендую делать что-то, чего вы не будете делать в дальнейшем. Если вы распечатываете какие-то суперсхемы, слушаете аудио или смотрите фильм, то ученик будет ожидать продолжения этих практик. Однако и стесняться не стоит. Покажите себя с лучшей стороны.
Внимательно следите за временем урока. Я, конечно, не рекомендую бросать задание на середине со словами «всё, твое время закончилось!» :) Но и засиживаться надолго тоже не стоит. Первый урок — это пример, опираясь на который, ученик будет ждать того же и дальше.
Оплата
Тут все просто, говорим фразу типа «за это занятие с вас…, можно наличными, можно перевести на карту». Если вы принимаете только наличные, предупредите об этом клиента заранее!
Я всегда спрашиваю клиента в конце, соответствовало ли занятие его ожиданиям, и говорю, что он всегда может попросить изменить что-либо. А потом аккуратно спрашиваю, можем ли мы запланировать следующее занятие. Если да — тогда я понимаю, что это однозначно успех. Если нет, тогда говорю, что буду ждать информации от клиента. Для него это тактичный способ отказать, не оправдываясь. Он будет благодарен вам за это.
Автор текста: Светлана Петровна / Профиль в Учительской