Эта статья написана репетитором

В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.

Как часто репетитор сталкивается с нарушением договоренностей со стороны ученика — опозданиями, прогулами, отменами без предупреждений и запоздалой оплатой? В каком положении будет находиться такой репетитор, и как будет воспринимать его ученик, если чётких договоренностей до начала работы не было, а репетитор требует к себе уважения?

Эта статья — о том, как разобраться с проблемой и найти пути её решения. 

Когда договариваться?

На первых порах репетитору важнее всего зафиксировать договоренности с учеником. Я рекомендую при первой же консультации чётко проговаривать условия сотрудничества, которые именно вы считаете важными для комфортной работы. Советую делать это не на пробном занятии, а ещё раньше: некоторые опытные репетиторы рассказывают об условиях своей работы при знакомстве с клиентом. Обозначенные условия могут стать поводом сразу отказаться от ученика, который не готов работать по вашим правилам. 

Многие репетиторы стесняются ставить свои условия в начале сотрудничества — боятся показаться слишком настойчивыми, отпугнуть родителя и потерять потенциального ученика. В реальности же, проговаривая условия заранее, вы производите впечатление серьезного и обязательного преподавателя, и именно первое впечатление о вас станет основой долгосрочного выгодного сотрудничества.  

Отсутствие же чётких правил зачастую приводит к тому, что отношение ученика к соблюдению расписания не соответствует ожиданиям репетитора. У ученика собственные представления о совместной работе, а ваше свободное время будет уважать, к сожалению, лишь небольшой процент учеников. Нежелание обсуждать вопросы оплаты, стоимости занятий и других финансовых моментов может также поставить вас в неловкое положение, одним из последствий может стать плохой отзыв. 

Вот реальная история репетитора: ученик просит скидку на лето, а когда учитель убирает эту скидку осенью, ученик возмущается и уходит (скорее всего, он просто забыл о договоренности) и оставляет плохой отзыв про «корыстолюбивого учителя русского языка». 

Форма составления договорённостей

Итак, в какой форме лучше закреплять условия сотрудничества и о чем не стоит забывать при их составлении? Я рекомендую составить список своих условий и присылать их новым ученикам в месенджеры или на почту. Для удобства можно добавить их в свой профиль, чтобы каждый новый ученик мог ознакомиться с условиями до того, как выберет репетитором вас. И если вас выбрали, то, можно сказать, ученик с этими условиями автоматически согласен. 

Но всё же не стоит упускать из виду тех, кто не читал вашу анкету, поэтому рекомендуем создать файл с вашими условиями, добавить туда ваши контакты и реквизиты, чтобы этот текст был вашей электронной визиткой, и присылать новым ученикам сразу перед началом занятий. Некоторые репетиторы даже проверяют, читали ли новые ученики их условия до занятий (так делать не рекомендую).

О чём важно договориться? 

Что отражают в условиях некоторые репетиторы из нашего сообщества: 

  • стоимость, продолжительность и количество занятий,
  • предоплату или постоплату занятий,
  • возможность и допустимое количество пропусков,
  • оплату прогулов,
  • форматы занятий (групповые, индивидуальные),
  • форму и требования к выполнению домашних заданий,
  • форматы общения и контроля результатов занятий,
  • возможность повышения стоимости занятий в течение года,
  • скидки за пакет занятий (10 занятий, месяц, три месяца, полгода и т.д.).

Наиболее юридически подкованные репетиторы составляют договоры с учениками, чтобы все договоренности были закреплены письменно. Некоторые прописывают договоры вплоть до пени за просрочку оплаты занятий. Возможно, такой договор подойдет для преподавателей, которые готовы гарантировать определенный результат и берут за это более высокую плату. Договор может быть удобен для самозанятых и ИП, так как это явное свидетельство вашей работы. Составлять договор или нет — личный выбор каждого. Для начала я рекомендую составить список условий и начать его применять.

Конечно, только вы выбираете, проговаривать условия с учеником заранее или нет. Но чтобы свести на нет проблемы с рейтингом и отзывами, я бы рекомендовал проработать перечисленные моменты работы с учениками.

Автор текста: Руслан Шадатович Славин / Профиль в АР / Профиль в Учительской

Опубликовано: 11.05.2021

Была ли статья полезной?

Да (7)Нет (0)