Эта статья написана репетитором

В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.

Что можно сказать о проблемных учениках? Можно ли определить такого клиента ещё до начала занятий — и как с ними быть? Как сохранить имидж, избежать негативного отзыва и проблем с оплатой?

Давайте разберёмся с этим по порядку.

1. Первый контакт
Первый контакт по телефону- это знаковое мероприятие. С помощью первого звонка вы узнаете, что заказ до сих пор актуален, что клиент выбрал Вас и готов заниматься, но не всё бывает так просто. 

  • Вполне может получиться так, что клиент может попросить «подумать». Это один из тревожных сигналов. По личному опыту могу сказать, что «подумать» в 70% случаев означает, что занятий не будет или, применяя строительную тематику, это будет очередной «долгострой» с неясными перспективами.
  • Очень часто такие ученики, даже если вы скинули все материалы за несколько дней до занятий, оказываются не подготовлены. Или же часть материалов у них не открывается корректно, хотя вы и просили их сообщить о проблемах с файлами. У меня были пара случаев, когда отсутсвие материалов выяснялось лишь в начале первого занятия.
    Тут есть два выхода — или договориться о переносе урока (но недалеко, иначе клиент может совсем вас поникнуть и отказаться), или импровизировать, если вам позволяют фантазия и опыт.

2. Отмены
Проблемные ученики могут мучить вас переносами и отменами. Часто, по личному опыту, именно первое занятие качественно показывает ученика. Если за несколько часов до урока вас просят о переносе (а то и минут за 10 до звонка) — это верный признак, что это «тяжёлый случай».

Совет —  проявить одновременно гибкость, но и некоторую жёсткость. Можете сказать, что перенос возможен и в этом нет ничего дурного, но так как инициатор экстренного переноса не вы, то теперь время назначает учитель. Иначе вами будут пользоваться при любом удобном случае — от пробки на дороге до боли в животе.

3. Минута за десять
Если же урок всё же начался, минут через 10 вы можете понять, что с этим учеником 60 минут будут тянуться как 600. Этим страдают в основном дети, которые занимаются по воле своих родителей, а не по своему желанию. Это наиболее тяжёлый случай, так как образование в любом виде у них вызывает отвращение, а вы как учитель будете предметом прямой агрессии и неуважения.

Как быть? Можно попытаться увлечь такого ученика чем-то новым, чего он не видел ни в школе, ни с прошлыми преподавателями. В итоге вы можете получить или уникальный опыт и нового ученика на годы, или головную боль и потенциальный негативный отзыв.

4. Попробовать всё 
Ещё один «звоночек» — фразы типа «мы сменили много преподавателей. Вы у нас шестой». Конечно, очень неплохо, что ученик пришёл к вам, но если это шестиклассник и вы у него шестой (допустим, со второго класса у него было по два преподавателя в год), стоит насторожиться.

Тут возможны два варианта.

  • Первый — ученик требовательный и ему нужен нестандартный подход. Это хороший вариант и вызов вашим способностям.
  • Второй, который встречается в 90%, — ученик совсем не мотивирован, не желает заниматься и преподаватели сами уходили от него, так как никакие деньги не стоят нервов и беседы со «стеной».
    Тут не стоит сразу отказываться, имеет смысл попытаться — в любом случае это педагогический опыт, который пригодится. Вам не всегда будут попадаться только ученики-отличники.

5. «Лихорадка» расписания
Это ещё один «пункт» таких учащихся. На этой неделе только вторник и четверг в 18:00, но через три недели — только пятница в 15:00. А потом только выходные утром. И их не волнует, что у вас есть иные дела или это время может быть давно занято. Потом могут начаться и постоянные отмены, и просьбы спаренных занятий. Этим могут страдать как школьники, так и взрослые клиенты.

Стоит сразу обозначить, что у вас «жёсткое» расписание и перемещения возможны, но нежелательны, и, тем более, они не возможны постоянно. Об этом стоит сказать сразу, как только вы берётесь за нового клиента. 

Обобщая вышесказанное, можно выделить два основных направления — проблемы с расписанием и постоянные переносы. С этим можно бороться технически, просто обговорив всё заранее. Но если проблемы чисто мотивационные — это уже несколько иной уровень и требует от вас всего вашего опыта, гибкости и находчивости.

Вы можете как потерять ученика за два или три занятия, так и найти стабильного клиента на годы. Но наверняка знать, кем в итоге станет «трудный» ученик, невозможно. 

Автор текста: Денис Сергеевич / Профиль в Учительской

Опубликовано: 11.05.2021

Была ли статья полезной?

Да (16)Нет (5)