Эта статья написана репетитором

В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.

Ситуация, когда ученик не спешит с оплатой урока, довольно распространена и определённо доставляет как моральный, так и финансовый дискомфорт.

Чтобы избежать таких неприятных моментов, для начала необходимо понять, почему так происходит. Если судить по собственному опыту, я могу чётко проследить такую закономерность: чем ближе отношения репетитор-ученик, тем менее ответственно ученик выполняет свои финансовые обязательства перед учителем.

В качестве примера приведу случай из своей практики: с одной ученицей мы довольно долго и плодотворно занимаемся. Совершенно очевидно, что определённые границы стали размыты, что и привело к появлению просрочек по оплате. Когда я практически после каждого урока напоминаю ей об оплате, я слышу один и тот же аргумент: «Ну вы ж меня знаете, я всё оплачу, когда освобожусь после работы». Вполне возможно, что действительно так и есть — она загружена на работе (и справедливости ради надо сказать, что она меня ни разу не обманула). Несмотря на неудобства, я всегда шёл ей навстречу и ждал.

Возникает вопрос, как тактично напомнить об оплате. Здесь есть несколько условий.

  • Если рабочие отношения с учеником только начались и вы друг друга плохо знаете, то будет уместно отправить сообщение с корректным напоминанием об оплате. Например, такое: «Прошу прощения, но вы не оплатили наше занятие/вы забыли перевести деньги за урок». В месенджерах можно отследить, прочитано ли сообщение.
  • Если несколько попыток напомнить о себе не принесли результата, то имеет смысл позвонить ученику и более детально обсудить сложившуюся неприятную ситуацию, дабы избежать подобных эксцессов впредь. Но как правило сообщений бывает достаточно. 
  • Если же вы занимаетесь довольно долго и ученик в какой-то момент повёл себя так, как это было описано в примере выше, то вы вполне можете позвонить ученику либо отправить ироничное сообщение, понимая, что скорее всего никакой негативной реакции на ваш звонок и просьбу не последует.

Ещё один немаловажный момент, о котором нужно помнить, если вы выясняете финансовые вопросы с учениками-детьми: далеко не все в юном возрасте способны решать такие проблемы без привлечения родителей. Как я уже говорил, взрослые бывают заняты в течение рабочего дня и не всегда могут оперативно перевести деньги. Поэтому «давить» на ребёнка здесь бессмысленно. Я бы порекомендовал набраться терпения, при этом держа ситуацию под контролем, дождаться, пока родители освободятся, и обсудить с ними, что можно сделать, чтобы прецедент не повторялся.

Но зачастую репетитору не очень понятно, сколько стоит ждать перевода денег за урок и с какого момента начинать напоминать об оплате. Предположу, что уместно подождать примерно час и по истечении этого срока позвонить/написать ученику. Я считаю, что в этой ситуации можно и нужно проявлять принципиальность, не стесняться и не бояться быть неудобным, поскольку это ваши честно заработанные деньги.

Напоследок хотелось бы затронуть тему рецидивов. Что можно предпринять, чтобы их не происходило? 

  • Разговаривать с учеником как можно чаще, проговаривать все проблемные вопросы. 
  • Радикальный метод борьбы — введение штрафов за несвоевременную оплату. 
  • В самом крайнем случае — обратиться в правоохранительные органы. Случаи положительного результата подобных обращений есть.

Конечно, все вышеперечисленные ситуации и пути их решения не претендуют на исключительность и универсальность, поскольку каждый случай индивидуален. Только репетитору решать на каких условиях работать с клиентом, терпеть или нет нюансы его поведения. Главное — быть корректным и не бояться отстаивать свои права.

Автор текста: Алексей Александрович / Профиль в Учительской

Опубликовано: 11.05.2021

Была ли статья полезной?

Да (28)Нет (8)