Бывает, что репетитору становится крайне некомфортно работать с учеником. Настолько некомфортно, что он задумывается о прекращении занятий с ним. Когда и почему возникает такая ситуация? И какое решение принять репетитору: отказаться от ученика или попытаться продолжить занятия?
Что может быть не так?
Для начала разберёмся с причинами.
1. Ученик — отпетый лентяй
Вы стараетесь научить его чему-то, а он... В какой-то момент вы осознаете, что, как ни старайся, на каком «золотом блюдечке» ни преподноси ему знания, ничего не изменится. Каждый урок превращается в день сурка, и вы понимаете, что больше так продолжаться не может.
2. Необучаемый ученик
Был у меня такой случай. Девочка, 8 класс. Переэкзаменовка. Занятия летом. Поставили цель — подготовить к пересдаче геометрии за месяц — разобрать решение 10 задач. Знаний нет совсем. Начали с простейшего. Объясняю — вроде понимает. Присылает решения — бред сумасшедшего. На следующем занятии — всё как в первый раз. Много чего я перепробовала. В конце концов, кое-как выучили 5 задач. Не поверите, она пересдала. Меня попросили продолжить занятия — подготовка к ОГЭ. Я отказалась наотрез (культурно — сказала, что нет времени).
3. Постоянно болеющий ученик
Все мы, конечно, иногда болеем, но так, чтобы из 8 занятий в месяц 7 отменялись из-за болезни... Причем болезнь наступает внезапно, за 10 минут до начала занятий! «То понос, то золотуха» — это прямо слово в слово про одну из моих учениц. И если вы думаете, что она симулянтка, вы ошибаетесь! Болезни, реальные, даже иногда с больницей! И «аллергией» на меня это не назвать, у нас были очень хорошие, я бы сказала, дружеские, отношения.
4. Родители
Тут ситуации бывают разные.
- Родитель очень хочет, чтобы ребенок достиг тех целей, которых он сам не смог достичь. Ребенок, разумеется, этого не хочет.
Например, был у меня мальчик 5 класс, очень способный, но очень ленивый. Папина несбывшаяся мечта — выиграть олимпиаду. Он пытается реализовать ее в сыне. Мальчик на занятиях стоит на голове (в прямом смысле), постоянно на что-то отвлекается. Несложные задачи щелкает как орешки, а чуть посложнее, где надо думать больше полминуты — уже все. На вопрос «ну ты же понимаешь, что к олимпиаде надо готовиться?» отвечает «а зачем она мне?». - Многим родителям репетитор видится этакой палочкой-выручалочкой, волшебником, который щёлкнет пальцами — и ребенок сразу всё будет знать и уметь. При этом они (родители), считают, что их задача — заплатить, а все остальное — дело репетитора.
Так, например, папа девятиклассника (занятия онлайн) на мою просьбу проконтролировать выполнение д/з отвечает: «Я говорю ему, а он не делает. Ну не ругаться же мне с ним! Вы уж сами разбирайтесь». Ау! Как я могу разобраться? Я с ним на связи через Skype 2 раза в неделю! А вы живете с ним! - Нет контакта, не сложилась «химия отношений». Бывает, что к лентяю испытываешь тёплые чувства и пытаешься тянуть его изо всех сил, и даже мысли не возникает бросить его. А бывает, что исполнительный отличник вызывает такое раздражение, что думаешь: «Да он и без меня справится. Под каким бы предлогом закончить занятия с ним?»
Как же поступить в каждом из перечисленных случаев? Сразу и безоговорочно отказаться от ученика или попытаться как-то изменить ситуацию?
Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять одну вещь: вы не в силах изменить человека! К 10 годам (с ребятами младше я не работала) он уже сложившаяся личность, которая живет и воспитывается в семье. И какие бы у вас ни сложились с ним отношения, вы для него чужой, посторонний человек. Основное влияние на него оказывают родители. Поэтому, если ученик ничего не делает и занимается кое-как, пообщайтесь с родителями, попросите их помочь: проконтролировать д/з, возможно, использовать какие-то рычаги воздействия на чадо. Иногда это срабатывает, поверьте! Родители подключаются, и ребенок начинает нормально работать.
Если же родители не желают оказать вам посильную помощь в процессе обучения, а просто дистанцируются, вы практически бессильны изменить ситуацию. Либо примите ее, как есть и терпите, пока можете, либо расставайтесь.
Что касается необучаемых учеников, им нужна не ваша помощь, а помощь совсем других специалистов. При этом, на мой взгляд, необязательно (бессмысленно) обсуждать этот вопрос с родителями, они скорее всего вас не услышат.
С родителями учеников, которые вечно болеют, нужно поговорить. Объяснить им, что занятия раз в месяц вряд ли что-то дадут их детям. Но бывает, что родители все равно настаивают на продолжении занятий. Если это не выпускной класс, можно предложить заниматься по остаточному принципу: есть у вас время — занимаетесь, нет— значит, в другой раз. Именно так я и поступила с той самой, часто болеющей ученицей.
Родители ваших учеников — ваши работодатели. Зачастую они считают, что вправе диктовать вам любые условия. И в этом отчасти они правы. Но у вас тоже есть право голоса. Вы вправе обсуждать, убеждать, настаивать на своей точке зрения, напоминая им, что вам, как специалисту с большим опытом, лучше знать, как и чему учить их чадо. Если родители адекватные, они вас обязательно услышат. Ну а если нет, было бы странно продолжать работать с неадекватными людьми.
Как грамотно уйти?
Но если все-таки все сложилось так, что вы точно решили, что больше не в силах заниматься с учеником по тем или иным причинам, как сказать об этом родителям и что вам за это может быть
Казалось бы, ну что тут сложного: отказаться от ученика? Сказал: «Я больше не буду заниматься с вашим ребенком. До свидания!» и все. Но не так всё просто.
Вы должны как-то объяснить, почему вы уходите. Объективные причины типа: «Он лентяй, ничего не делает, не вижу смысла дальше с ним работать» не всегда принимаются родителями. Даже если они знают, что их ребенок такой, они все равно, постараются вас убедить остаться. Они расскажут вам о вас так много хорошего, что вам очень тяжело будет категорически стоять на своем. Ну а неадекватным родителям вы вряд ли скажете об их неадекватности.
Поэтому причина вашего ухода не должна быть связана с ребенком/родителями. Это могут быть ваши семейные обстоятельства (не обязательно уточнять, какие), возможно, технические проблемы, если вы занимались онлайн. Все зависит от полета вашей фантазии. Самое главное — помните: вы должны расстаться друзьями и это не должно быть за 2 месяца до экзамена — на мой взгляд, это просто непорядочно. Именно поэтому я не отказалась от «перегруженной школой» ученицы с информатикой, ЕГЭ.
Что плохого может «принести» вам отказ от ученика? Ну во-первых, не очень хороший отзыв на сайте, где вы нашли этого самого ученика. Впрочем, плохой отзыв вам может принести и ученик, плохо сдавший экзамен. Но не только это. Почти каждый отказник — это минус вам. Вы не справились со своей работой, с поставленной задачей. Это неприятный осадок, неудача. По крайней мере для меня это так.
Естественно, всем нам хочется избегать неудач в жизни, поэтому возникает естественный вопрос: а можно как-то свести к минимуму (а лучше к нулю) такие ситуации, когда приходится отказываться от учеников? Я думаю, что можно и нужно. Каждый отказ надо проанализировать. Постараться вспомнить, когда, в какой момент вы впервые почувствовали дискомфорт в занятиях/в отношениях с родителями? Это было первое занятие? Тогда попытайтесь объяснить сами себе, почему вы сразу не отказались, зачем вы взяли этого ученика? А может быть, это было позже? Что стало причиной: ученик совсем отбился от рук? — возможно вы были чересчур мягки; родители стали предъявлять претензии/менять условия? — вы не смогли сразу сказать «нет», найти время обсудить спорные моменты?
Такой анализ позволит вам не брать проблемных учеников, вовремя сглаживать острые углы в отношениях с родителями и в целом выработать рациональную линию поведения.
Автор текста: Екатерина Юрьевна / Профиль в Учительской