В этом тексте мы разберём специфику преподавания взрослым и детям на примере работы в сфере культуры (музыке). Мы отдельно проговорим, чем отличается преподавание начинающим и продолжающим.
Начинающие
Дети-новички зачастую не осознают, для чего именно им нужна музыка, но в 8-9 случаях из 10 проявляют интерес к музыкальным инструментам. Случиться это может при разных обстоятельствах: в гостях кто-то пел или играл на каком-то инструменте, родители сводили на концерт, и т.д.
Вопрос лишь в том, как правильно преподаватель преподносит ребёнку-ученику музыку, облекая знания в интерес (а не в отвращение — и в тяжелые воспоминания в будущем). Здесь важна очень ласковая и филигранная работа. Ребёнок до 5-6 лет должен думать, что музыка и игра на музыкальных инструментах не составит ему труда, а действительно будет игрой.
В дальнейшем педагог должен крайне аккуратно приучать к этюдам, упражнениям и постоянным занятиям, обращая внимание на черты характера учащегося, подстраиваясь под него и чутко направляя каждую его особенность в нужное русло. В какой-то момент у ученика проявятся более или менее яркие способности, которые будут знаком для педагога, станет ли ученик профессионалом в музыке или же просто отучится в музыкальной школе «для себя».
Что касается взрослых, здесь все намного проще. Редкий взрослый начнёт с усидчивостью заниматься, скажем, в 20-30 лет, впервые в этом возрасте прикоснувшись к музыкальному инструменту. К тому же 99% начинающих взрослых будут учиться «для себя» (но взрослые всегда идут по собственному желанию). И здесь крайне важно учесть и технические особенности исполнения, и желания ученика, создавая для него непринужденную обстановку. Потому как привить и сохранить любовь к музыке и инструменту сложнее, чем спугнуть сотней упражнений, чем частенько грешат педагоги.
Продолжающие и профессионалы
Здесь можно также и взрослых, и детей разделить на категории профессионалов и любителей.
Детям и юным музыкантам-профессионалам в любом возрасте нужна поддержка от их педагога, разговоры об их возможностях со знаком плюс, профессиональный «пинок» (например, выступление на конкурсе), аккуратное подстёгивание за амбиции, чтобы ученик раскрывался уже не как простой учащийся, а как личность.
Юные любители же будут с удовольствием играть любимые песни любимых музыкантов, шлягеры классической музыки (рондо а-ля турка Моцарта или «Лунную» сонату Бетховена) — ими и надо заполнять репертуар, играя с учениками в 4 руки, собирая квартирники в компании друзей — грубо говоря, просто кайфуя от музыки.
Взрослые профессионалы не нуждаются в обучении: им нужен наставник, старший товарищ, друг, гуру-мастер, сенсей, профессор, который сам через всё прошёл, который даст возвышенный ответ на простой вопрос, заставит задуматься о чём-то, о чём ты, профессионал, доселе не задумывался.
А взрослый-любитель хочет получать удовольствие, имея возможность сыграть, например, сложную обработку темы «Игры престолов», тем самым поразив всех друзей на каком-нибудь общем празднике. Здесь нужно заострять внимание на технических особенностях, помогая ученику преодолеть сложности.
В целом, педагогика в любом предмете сводится к одной простой истине: увлечь, дать знания и не отбить желание их получать и получать снова. Это действительно наука и искусство в одном флаконе.
Автор текста: Алексей Михайлович Селезнёв / Профиль в Учительской