Эта статья написана репетитором

В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.

Сегодня многие живут в закрытом мире, где учеба, работа и онлайн мир – единственное, что наполняет жизнь. Реальное общение становится всё сложнее, и многие чувствуют себя одинокими. У некоторых оно перерастает в зацикленность на определённых вещах или людях. Так было в случае моего ученика. 

У него была гиперопекающая мать. Меня что-то сразу насторожило в общении с ним и с его семьёй. Но пока я приезжала к ним домой, всё было терпимо. Меня удерживали также тёплые отношения с его матерью, которая всегда была вежливой, открытой, спрашивала рекомендации и прислушивалась к ним. 

Затем обстоятельства изменились и мне пришлось согласиться на уроки у себя. С первых занятий все стало по-другому: в общении появилась фривольность со стороны ученика, он начал позволять себе хамство и грубые комментарии по ходу разбора темы, просился в туалет и, ходя по квартире, высматривал что-то, заходил в другие комнаты, задерживал меня на полчаса после урока какими-то ненужными разговорами. Я попыталась заговорить об этом с его матерью, но услышала в ответ примерно следующее: «Он сложный мальчик, от нас куча репетиторов отказались, но он вас ценит». 

И вот он финал. Через 10 занятий ученик приходит ко мне с большим опозданием и без предупреждения об этом. Делает вид, что всё в порядке. Мы позанимались, он как всегда собирался меня ещё поотвлекать своими разговорами, но мы с мужем проводили его аккуратно. 

Мы сидели на кухне уже минут десять, как вдруг услышали, как кто-то пытается открыть входную дверь. Я подошла к глазку и увидела, что ученик резко убегает к лифту. Я продолжила наблюдать: минут пять он ходил то к двери, то к лифту. Я подумала, не забыл ли он чего, и вышла, чтобы уточнить. Он убежал к лифтам и сказал, что ничего не забыл и уже уезжает. Но то же самое продолжалось ещё минут десять, прежде чем он всё-таки вызвал лифт и как будто уехал. Мы проверили: на этаже никого не было. 

Мы выдохнули и вновь ушли на кухню. Каково же было удивление, когда в окне мы его увидели еще через 10 минут, уходящего в сторону метро. 

Мое терпение лопнуло. Встал вопрос, как отказать в дальнейшем сотрудничестве — прямо сообщить о произошедшем со всеми последующими проблемами для меня или найти достойный аргумент, чтобы вежливо прекратить занятия.

Мы обсудили проблему со знакомыми педагогами и коллегами и выяснили, что, оказывается, в школах встречаются такие ученики. Учителя избегают связи с ними и держат их на расстоянии. Коллеги-репетиторы порекомендовали почитать статьи о сталкинге, эта проблема активно изучается на Западе. 

Выход был один: придумать вежливый путь отступления.

Не буду вдаваться в подробности, но мой аргумент показался достаточным, меня поблагодарили за сотрудничество и попросили расписать план задач, которые остались. Я во всем помогла, и этот ужасный период в моей жизни завершился. 

Мораль: я больше не приглашаю к себе учеников и занимаюсь только дистанционно. 

После этой истории я начала внимательно смотреть по сторонам и изучать информацию по психологии, графологии и т.д.

Что хочется порекомендовать коллегам-репетиторам.

  1. Обращать внимание на неадекватные проявления учеников (странный смех без особой на то причины, построение речи, высказывания в сторону родных, подозрительные интересы, дерзкие комментарии по ходу разбора темы).
  2. Не позволять себе терпеть их странные выходки.
  3. Не бояться отказать тем, с кем некомфортно работать.
  4. Работать онлайн или офлайн у учеников.

Автор текста: Анастасия Александровна / Профиль в Учительской

Опубликовано: 11.05.2021

Была ли статья полезной?

Да (24)Нет (3)