Эта статья написана репетитором

В рамках совместной кампании АР и сообщества репетиторов. Если вы хотите дополнить ее или возразить автору, оставьте свой комментарий на странице статьи в Учительской или напишите нам на community@repetit.ru.

Во время пандемии часть образования насильственным образом была переведена в онлайн-формат и, судя по результатам обучения в школах и вузах, не все организации с этим справились. Скептические настроения учеников и их родителей резко усилились.

Может ли онлайн-образование достойным аналогом очного? Да. Но для этого нужны инструменты.

Список инструментов

Что необходимо для проведения онлайн-занятий?

  • Надёжное интернет-соединение
    Чем интернет быстрее, тем качественнее будет занятие. Лучше выбрать тариф подороже, избежав тем самым «захлёбывания» звука и задержки видео.
  • Настольный компьютер и/или ноутбук
    Настольные компьютеры обычно работают быстрее, чем средний по стоимости ноутбук, но при этом есть опасность «выпасть из рабочего графика» при сбоях в электропитании. Ноутбук (обязательно держать его аккумулятор заряженным!) спасает в таких ситуациях.
  • Установленные на ПК программы для связи с учеником: Zoom, Skype, Viber. Некоторые используют Discord. 
  • Онлайн-доска
  • Графический планшет
  • Гарнитура и веб-камера (опционально)

Давайте рассмотрим инструменты подробнее. 

Программы для связи с учениками

Zoom — самая часто используемая программа для проведения дистанционных занятий в учебных заведениях. Чем она хороша?

  • Есть возможность проведения индивидуальных и групповых конференций.
  • Есть возможность демонстрации экрана одновременно несколькими участниками.
  • Качество звука (по субъективным ощущениям присутствует шумоподавление).

Skype — самая известная программа для удалённой связи через интернет. Плюсы очевидны: 

  • она установлена на компьютере у большинства учеников, желающих заниматься дистанционно,
  • понятный интерфейс.

Минусы тоже есть. 

  • Насколько мне известно, нет возможности одновременно демонстрировать экран несколькими участниками.
  • Звук. Периодически он ужасен.

Viber (приложение для компьютера):

  • есть возможность демонстрации экрана несколькими участниками,
  • хороший звук.

Минусы:

  • для установки на компьютер нужно иметь учётную запись в вайбере (приложение должно быть установлено на смартфоне).

Discord — довольно специализированная программа для удалённого общения. Думаю, что хорошо подходит программистам из-за возможности демонстрации экрана несколькими участниками сразу. Личный опыт работы в ней у меня небольшой. Мой ноутбук групповое занятие с демонстрацией экрана и парой открытых программ в ней тянул с большим трудом.

Здесь можно найти пояснения и инструкции. 

Онлайн-доски

Я преподаю физику, химию и математику, и доска мне нужна с возможностью набора формул, текста, построения графиков, вставки картинок.

IdrooДля меня отличным началом стала не совсем онлайн-доска, а инструмент, который я бы назвала электронной доской. Это старая версия доски Idroo, которая раньше была приложением к Skype. В ней можно было писать и рисовать вместе, но сейчас техническая поддержка этой доски не производится.

Как я в ней работала: писала, рисовала, набирала формулы и демонстрировала экран в программе для связи. Конспект занятия полностью или частично можно перевести в формат png и отправить ученику. Сами файлы доски занимают очень мало места. 

Плюсы:

  • доска бесконечная с бессчётным количеством страниц,
  • можно перевести конспект в формат png,
  • можно сохранять конспекты для проведения уроков по определённой тематике по аналогии с презентациями,
  • хороший инструментарий, особенно в части набора формул,
  • понятный интерфейс — разобраться легко.

Минусы:

  • нет возможности совместной работы на доске с учеником,
  • нет возможности вставки gif, видеофайлов.

Стоит отметить, что современная онлайн-версия этой доски мне не очень понравилась из-за интерфейса. И к тому же новая версия платная. 

sBoardЭтой онлайн-доской я пользуюсь сейчас.

Насколько мне известно, это развивающийся проект. Периодически проводятся вебинары с разработчиками, на которых рассказывается о новых возможностях этого инструмента. На этой доске можно набирать формулы, рисовать геометрические фигуры, набирать текст, писать от руки, есть даже корректор и текстовыделитель. Я выбирала из нескольких досок, но остановилась на ней из-за разнообразия тарифов. Корректнее всего она работает в браузере Google Chrome.

Плюсы:

  • хороший инструментарий,
  • понятный интерфейс,
  • разнообразие тарифов,
  • активная техподдержка,
  • всё на русском языке,
  • возможность выгрузить конспект в pdf формат.

Минусы: 

  • случаются «зависания» доски,
  • периодически доску нужно очищать.

Графический планшет

После года активного набора формул на клавиатуре у меня стали болеть пальцы рук ☺ Поэтому графический планшет стал отличным решением проблемы. Для ведения занятий по техническим предметам достаточно бюджетной модели, например, Wacom CTL-472-N One Small.

Гарнитура

Не очень люблю наушники, надеваемые на голову, поэтому пользуюсь «затычками», наушниками JBL T110. Кстати, ученики на звук не жалуются. 

Веб-камера

Камерой я почти не пользуюсь, так как мы с учениками работаем на доске. Но при случае камеры в ноутбуке мне хватает. 

Итоги

Самый главный урок, который я вынесла для себя в процессе ведения онлайн-занятий, — всегда будь готов к плану Б.

Чтобы успешно проводить онлайн-занятия, нужно установить несколько программ для связи, потому что нужно иметь замену, если одна из программ не заработает. Желательно иметь заряженный ноутбук, чтобы иметь возможность проводить занятия при внезапном отключении электроэнергии. На онлайн-доске работать удобно. Но если она по какой-то причине перестает функционировать, можно перейти на электронную доску и включить демонстрацию экрана.

Что мы как репетиторы выигрываем от перехода в онлайн?

  • Без сомнения, время и душевные силы – можно не ездить по городу, имея возможность встретиться с закрытой дверью. 
  • Аудиторию: можно работать с учениками со всех регионов страны и всего остального мира.
  • Возможность использования разнообразных материалов: видео, картинки, учебники. Не нужно носить книги и/или распечатки на занятие к ученику. 
  • Ну и, конечно, безопасность. Во всех отношениях.

Автор текста: Вероника Аркадьевна / Профиль в АР / Профиль в Учительской

Опубликовано: 13.05.2021

Была ли статья полезной?

Да (74)Нет (4)